Анастасия Верещагина
текст

Меня кинул заказчик

Что-то модно, что-то вышло из моды, а что-то вечно (Джейсон Стетхем об обмане на фрилансе).
Заказчики кидают фрилансеров на деньги. Иностранные заказчики тоже кидают, это не отечественное ноу-хау.

Остаться без денег за выполненную работу – это бесконечная боль и неисключаемые риски при работе на фрилансе.


Нет смысла рассматривать законные отношения, построенные с соблюдением всех формальностей (договор, налоги, акты), при которых заказчик вам не заплатил. Был бы договор – не было бы проблем.

Понятно, что вы работали в чёрную и вас кинули (или пока не кинули, но все к этому идёт: заказчик все реже выходит на связь, занят, обещает заплатить потом).

Что делать?

1
Глубоко подышать, во-первых.
2
Понять, что, да, вы хороший, а он – грязная грязь и дурной негодяй, во-вторых.
3
Принять, что только набив шишки, можно научиться не допускать этого (после первых пятидесяти переговоров все на изи будет), в-третьих.

Как повлиять на заказчика,

если он собирается кинуть на деньги?
Разговаривайте с ним. Но делайте это по правилам:
1
Не удаляйте свою работу, не умаляйте свой труд (и помните, что удалив, точно ничего не получите – не за что платить).
2
Не стесняйтесь говорить про деньги. Вы не выглядите нищебродом из-за того, что просите свои 5-10к. Вы выглядите идиотом, если не просите.
3
Не вступайте в полемику, доказывая, что вы хороший и старались, а заказчик плохой. Заказчик тоже человек и ищет оправдание, чтобы вас кинуть. Ваше стремление выяснить отношения и доказать свою правоту его только разозлят.
4
Пишите вежливо, но коротко, спрашивайте про сроки: «Привет! Прошло два дня. Что с моими деньгами?» – «Скоро будут». – «Хорошо, когда?».
5
Не пишите обезличено или абстрактно: «нам нужно решить вопрос». Не нам, а вам.
6
Не пишите с уменьшительно-уничижительными приставками: «хотелось бы узнать по денежке» – фу, даже я бы захотела вас кинуть.
7
«Неплохо было бы оплатить» – «неплохо», но не ужасно, можешь и потерпеть.
8
Не унижайте себя разговорами о вашем безденежном положении: «мне нечего будет есть». Не пытайтесь воззвать к совести или жалости. Это вызывает обратную реакцию: агрессию и брезгливость.
9
Пишите про деньги с той же частотой, с которой заказчик писал вам по проекту. Это его ритм коммуникации, который он считает комфортным. (С той же частотой, но не реже раза в неделю).
10
Не угрожайте. Это глупо, унизительно и ни к чему не приведёт.
«Мне нужны мои деньги» на мой взгляд – идеально.
Слишком сложно? Тогда возможно фриланс не для вас.
ч/с
Есть отдельное правило по чёрному списку: если вас кинули в чс – смиритесь и не названивайте с других номеров. Лучше соберите все пруфы о недобросовестном заказчике и расскажите другим фрилансерам.

А затем идите снова в бой на поиск идеального проекта и клиента.

Как предотвратить?

Просить предоплату!
Я не просто так начинаю любые материалы с разговора о предоплате. Предоплата – это ваш спасательный круг. Предоплата в 50% обязательна всегда. Всегда! Даже если это ваш старый проверенный заказчик.

По закону Мёрфи, именно старый заказчик кинет вас в самый неподходящий момент, тогда когда вы вообще не ожидали такого.

Как страховаться?
1
Если заказчик приходит от другого исполнителя к вам на «доделать тут, подправить там, вы классный, а предыдущий не справляется» – это плохой признак.

Внимательно слушайте, что именно говорит заказчик о передаче проекта, как будто вы фрилансер-кгбшник. Если проект оплачивался по рынку, то вряд ли предыдущий исполнитель – идиот с кривыми руками, он тоже старается делать свою работу хорошо и в срок, возможно, проблема именно в заказчике.
2
Спросите про проект: кто над ним работает, доволен ли заказчик результатом. Если он начинает заливаться соловьем, про то, какие все альтруисты и дримтим – в переводе с заказчицкого это значит, что люди не получают деньги.
3
Не начинайте работу над новым проектом, пока не закроются долги по старым у этого заказчика. Даже если новый проект нужно сделать ещё вчера.

Выводы

Кидают всех. И меня тоже кидали. И это бесценный опыт. Не кинули бы тогда на 30 тысяч, сегодня кинули бы на 40. Завтра на 100 и так далее.

Если работаете без предоплаты и стараетесь угодить заказчику в ущерб своим интересам – вас будут обманывать с деньгами. Этот этап и нужен для того, чтобы вы научились ценить себя и свою работу.

Без авансирования вашей работы, считайте, что это волонтерский проект и тогда не слишком расстроитесь, когда не заплатят.

Смиритесь с тем, что люди все разные и вам нужно найти таких, с кем будет комфортно работать. Остальные сами о себе позаботятся.

Помните, что вам не нужны вообще все, вам нужны любимые заказчики, ради которых вы будете биться над проектом и расти как специалист.
Подписаться на рассылку обновлений
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности.